Компрессор в помощь

фото: Михаил Шуклин

За многие годы технологии борьбы со снегом на железной дороге остались прежними

Новые технологии уборки снега на путях пока не находят активного применения на железных дорогах. Пока на вооружении железнодорожников остаются по преимуществу несамоходные машины, которые двигают локомотивы. Моделей и модификаций снегоуборочных агрегатов довольно много, и у каждого есть как плюсы, так и минусы. Универсальной высокотехнологичной модели пока нет, а СС-ПОМ производства АО «Тулажелдормаш» ещё только предстоит испытать в деле этой зимой.По сути, сейчас на железнодорожной инфраструктуре используется три принципа снегоуборки: пневмообдув снега, его захват при помощи роторного механизма и продавливание с отвалом. Соответственно, каждая из машин, использующих этот принцип, применяется исходя из конкретных ситуаций: высоты снежного покрова, его структуры, рельефа, места, быстроты очистки. Различных машин и их модификаций существует более десятка.

Как рассказал «Гудку» начальник отдела технологических разработок путевых машин, механизмов и оборудования Проектно-конструкторского бюро инфраструктуры (ПКБИ ОАО РЖД») Константин Кацаев, тренд развития таких снегоуборочных машин – сделать их мощнее и быстрее или, как в случае с тульским заводом Группы ПТК, соединить два принципа – пневмообдув и отвал.
«Кроме того, большинство существующих машин сейчас просто убирают снег на правую сторону пути по ходу движения, в то время как это не очень удобно, поскольку засыпаются платформы и другая инфраструктура, – замечает Константин Кацаев. – Нам необходима машина со специальной автоматикой, которая меняла бы направление выброса в зависимости от необходимости. Такая функция предусмотрена на изделии тульского завода СС-ПОМ, однако его реальные возможности ещё предстоит оценить».

Также на железной дороге очень мало самоходных машин, поскольку для этого её нужно оснащать системами безопасности, специально обучать машинистов работе, что делает такую технику довольно дорогой. В то же время обычная бригада машинистов, пройдя специальное обучение, вполне может толкать снегоуборочную технику с помощью локомотива.

Железнодорожникам хотелось бы иметь специальную снегоуборочную машину, которая по заданной программе в зависимости от климатических условий сама убирала пути, сбрасывала снег в соответствии с существующим рельефом местности. Но в данном случае это остаётся пока лишь мечтой, работы над таким агрегатом не ведутся.

Пока не нашла своего применения и проблема дальнейшего обращения со снегом на станциях после уборки, рассказал начальник технологического отдела по ремонту и содержанию пути ПКБИ ОАО «РЖД» Игорь Бельских. Станции, особенно которые расположены в городах, имеют мало свободного места для хранения снежных отвалов, и само существование снежного тупика, куда обычно сбрасывают снег, требует большой маневровой работы.
«Ранее пытались разработать и применять технологию специальных плавилок в цистернах, чтобы освободить площадь от огромных куч снега, которые скапливаются и между путями, и на самой станции, – говорит Игорь Бельских. – Планировалось, что вода из них будет уходить по трубопроводам в канализацию, однако пока от этого пришлось отказаться по разным причинам. Ведь снег может быть загрязнён какими-нибудь вредными веществами, а слив воды в общую канализацию или даже в открытый водоём без очистки невозможен».

Тем не менее эту технологию плавления снега сегодня можно доработать с помощью применения современных средств – высокоэффективных очистных реагентов.

На иностранных железных дорогах в Северной Европе и Германии по преимуществу также применяются снегоуборочные машины со шнекороторными рабочими органами и поперечной подачей снега. Но, в отличие от России, для очистки станционных путей там широко используются и машины на автомобильном ходу.

В США на территориях депо и на подъездных путях используют другая технология – реактивный рельсоочиститель Jet Blower. Принцип его работы таков: при помощи мощной струи машина сдувает снег со всего, что попадается ей на пути, при этом температура воздушной струи достигает 315 градусов. Таким образом, большая часть снега со льдом в процессе уборки даже не тает, а испаряется.

Также в Америке на ряде железных дорог используется способ питания электропоездов через контактный рельс (как в российском метрополитене), и это вызывает необходимость применять различные способы и технологии для его очистки от льда и снега. Для предотвращения обледенения на контактных рельсах существует вагон-льдоудалитель – De-Icer Car. Он оборудован специальными башмаками, которые скребут контактный рельс, и системой опрыскивания, которая поливает его противообледенительной жидкостью. Баки с жидкостью находятся внутри вагона.

На железной дороге Лонг-Айленда для этой цели используется так называемый алкогольный поезд – Alcohol train. Для обработки контактного рельса используют industrial alcohol, то есть технический спирт.

Игнат Вьюгин

Оставьте комментарий