Технологии инновационной направленности

Андрей Тулупов, заместитель начальника Центра инновационного развития – филиала ОАО «РЖД»

Международный железнодорожный салон пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо» имеет стратегическое значение в развитии отрасли и является уникальным, одним из значимых событий этого года в транспортной сфере.

К работе салона присоединились 25 стран-участниц, включая лидеров железнодорожной отрасли по уровню технологического развития – Германию, Францию и Китай. В «PRO//Движение.Экспо» приняли участие руководители ОАО «РЖД» и зарубежных железнодорожных компаний, федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации, машиностроительных холдингов и научно-отраслевого комплекса страны, а также ведущих отечественных и зарубежных поставщиков услуг для железнодорожной и смежных отраслей. Считаю, что «PRO//Движение.Экспо» в очередной раз подтвердил статус площадки международного уровня.

В ходе открывающего пленарного заседания «Железнодорожная отрасль на пороге перемен. Технологии устойчивого развития» и круглого стола «Century of Strategy. Приоритеты инновационного развития» были рассмотрены основные макротренды (декарбонизация, цифровизация и урбанизация) и глобальные вызовы, развилки и возможности, открывающиеся перед железнодорожным транспортом в ближайшие 30 лет. Состоялось обсуждение «образа будущего» железнодорожной отрасли и прорывных технологий, которые повлияют на скорость развития железнодорожного транспорта, а также долгосрочных планов и точек потенциального сотрудничества государственных регуляторов, транспортно-логистических компаний, машиностроителей, науки и частного бизнеса.

ОАО «РЖД» – одна из немногих компаний, которая проводит форсайт-исследования с горизонтом до 2050 года. В рамках форума Центр инновационного развития получил бесценную обратную связь от широкого круга разнопрофильных экспертов, которая, несомненно, поможет нам уточнить «образ будущего» железнодорожной отрасли и развилки в долгосрочном развитии компании, взглянуть под другим углом на уровень готовности, горизонт и целесообразность внедрения инновационных и прорывных технологий и решений («зелёные» материалы, альтернативные источники энергии, аддитивные технологии, умные энергосети, сквозные цифровые решения), а также оценить необходимую скорость их внедрения в процессы компании для сохранения конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта в России на горизонте до 2050 года.

Нельзя не отметить и прошедшее после открытия салона награждение девяти работников, не менее 15 лет ведущих активную научную, рационализаторскую, изобретательскую и иную творческую деятельность, знаком «Новатор ОАО «РЖД».

На «Экспо» особого внимания, на мой взгляд, заслуживает современная железнодорожная техника для обеспечения тяжеловесных и скоростных грузовых перевозок, обслуживания инфраструктуры и комфортной перевозки пассажиров. Экспонентами было представлено немало «зелёных» технических решений, в том числе из композитных и полимерных материалов: накладки на токоприёмники, тормозные колодки и диски, элементы экстерьера и интерьера подвижного состава, электрозащитные изделия из термоэластопластичных полимеров.

Отдельное внимание стоит уделить самым современным тренажёрным комплексам для обучения нашего персонала, в том числе юного поколения, ведь они – те самые люди, которые придут нам на смену и будут внедрять технологии, появление которых мы только прогнозируем. Уверен, что они будут работать в современной компании, а наша задача – делать всё для сохранения статуса ОАО «РЖД» как технологического лидера на десятилетия вперёд.

В этом году Центр инновационного развития уже традиционно принял активное участие не только в деловой, но и в выставочной программе – в рамках экспозиции для широкой аудитории было представлено более 20 натурных образцов техники и технологий инновационной направленности, среди них проекты, имеющие практику апробации при поддержке региональных инновационных площадок Октябрьской, Куйбышевской, Свердловской и Забайкальской железных дорог (АО «ГК АКОМ», ОАО «НПП «Рубин», ГК «АЛЬФА ГРУПП», АО «СМАРТС», ООО «ИнфоСигнал», ГК «SS20», ООО «ТР Инжиниринг», ООО «КОТТА контейнер», ООО «Интелл Росс»).

Среди прочих были представлены проекты, ранее полученные к рассмотрению посредством информационно-функционального ресурса «Единое окно инноваций» и в настоящее время имеющие высокую степень готовности к реализации в интересах ОАО «РЖД». В качестве примера можно отметить накладки полозов токоприёмников из материала «РОМАНИТ-УВЛШ» производства ООО «ЭкспрессТрансРем». Этот проект в июле текущего года получил допуск к применению на тяговом подвижном составе ОАО «РЖД». Данный продукт позволяет повысить межремонтные пробеги и получить экономический эффект за счёт высокой износостойкости накладок, снизить выбросы вредных веществ.

Были представлены и проекты – финалисты акселерационной программы ОАО «РЖД». Например, ООО «НПО БиоМикроГели» представило уникальную технологию очистки воды и твёрдых поверхностей от любых типов масел, нефтепродуктов и комплексных загрязнений. В настоящее время технология проходит испытания на полигоне Свердловской дороги.

Хочется поблагодарить организаторов, экспертов и экспонентов за качественную работу по подготовке и проведению форума.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».

Оставьте комментарий