Дорога креативных достижений

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»

Компания готовится к революции в логистических технологиях

В ОАО «РЖД» 18 мая прошла вторая стратегическая сессия, на которой обсуждались приоритетные направления научно-технологического развития холдинга до 2050 года. В ходе дискуссии, модератором которой выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин, были рассмотрены вопросы внедрения прорывных технологий и их влияния на развитие ОАО «РЖД». Участники пришли к выводу, что глобальных изменений в технологии перемещения поездов по рельсам не предвидится, но революция произойдёт в управлении движением транспорта и логистике.Прошедшая стратегическая сессия стала завершающей в рамках форсайта научно-технологического развития холдинга до 2050 года, проводимого компанией «Иннопрактика». Это уже второе подобное мероприятие. На первом, которое прошло 21 апреля, участники рассмотрели вопросы, вытекающие из соблюдения требований климатического регулирования, роста агломераций, меняющих как пассажирские, так и грузовые перевозки (см. «Гудок» № 68 от 23.04.2021).

В форсайте обсуждались возможности влияния перспективных инновационных решений. В нём приняли участие руководители холдинга во главе с генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым, представители компании «Иннопрактика», фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» (ЦСР) и ключевые эксперты. Ранее вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин возглавлял ЦСР.
«По оценкам Международного союза железных дорог, в части креатива РЖД – лучшие среди железных дорог мира, и это наше конкурентное преимущество. Мы активно меняемся и должны быть готовы к ещё более быстрым переменам. Нам важно найти точки роста и драйверы, позволяющие задать экспоненциальное развитие. Проводимый сейчас форсайт всему этому способствует», – заявил Олег Белозёров.

В частности, именно специалисты РЖД разработали для Международного совета МСЖД по железнодорожным исследованиям (МСЖИ) Стратегический план работы на 2020–2022 годы, одним из итогов которого станет создание уникального международного банка данных как по уже проведённым железнодорожным исследованиям, так и по перспективным проектам.

Участники сессии пришли к выводу, что до 2050 года принципиально новые идеи помимо давно обсуждаемых технологий магнито- и вакуумно-левитационного транспорта на железной дороге вряд ли появятся. Однако стоит ждать революции в системах управления транспортом и логистикой. Это обусловлено сокращением существующего разрыва между объёмом генерируемых данных и возможностями по их обработке. Также РЖД могут формировать альянсы и консорциумы с участием крупных игроков для создания принципиально важных для железнодорожной отрасли технологических решений.

Стратегическая сессия позволила выделить ключевые моменты, которые необходимо учитывать при планировании научно-технологического развития РЖД на долгосрочный период. Например, для следования такому важному приоритету компании, как экологичность, особенно важен прогресс в материалах, стоимость которых в структуре «зелёных» технических решений в энергетике доходит до 80%.

Уже очевидно, что в энергетике традиционные типы генерации не смогут выиграть конкуренцию с возобновляемыми источниками энергии, которые, как и системы накопления, продолжат дешеветь и становиться эффективнее.

Перед ОАО «РЖД» стоит выбор: делать ставку на тотальную электрификацию с опорой на «умные» сети, развивать водородный железнодорожный транспорт и заправочную инфраструктуру или искать оптимум в комбинации этих решений, – отметил руководитель консалтингового направления компании «Иннопрактика» Виталий Сараев. – В ещё более дальней перспективе есть ряд прорывных технологий, которые могут серьёзно изменить условия работы РЖД. Так, появление решений на основе сверхпроводимости при комнатной температуре спровоцирует массовое распространение технологии маглев, а также ускоренное развитие квантовых технологий и резкое снижение энергопотерь в электросетях. Промышленное освоение управляемого термоядерного синтеза приведёт к резкому падению стоимости электроэнергии и «зелёного» водорода, полному отказу от нефти и угля в качестве энергоносителей. Развитие биореакторов и альтернативных технологий производства пищи вызовет падение объёмов перевозок традиционной сельхозпродукции и удобрений».

«Форсайт позволил существенно расширить временной горизонт рассмотрения технологического развития железнодорожной отрасли и выявить приоритетные направления, которые требуют дальнейшего углублённого анализа перспектив и формирования планов по их развитию в холдинге», – подчеркнул заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

«По результатам двух прошедших сессий будут сформированы приоритетные направления научно-технологического развития, по которым будет проведён углублённый анализ и разработаны дорожные карты для холдинга, – сообщил «Гудку» заместитель руководителя Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Андрей Тулупов. – Также итоги работы будут использованы при актуализации стратегии научно-технологического развития и Долгосрочной программы развития ОАО «РЖД».

Игнат Вьюгин

Оставьте комментарий