Энергетическая стратегия ОАО «РЖД», действующая с 2008 года, учитывает до 25% замещения дизельного топлива природным газом к 2030-му. При переводе парка на СПГ снизится стоимость жизненного цикла локомотивов на 8,5% и в 6 раз уменьшится количество выбросов вредных веществ в атмосферу. Об этом рассказал Юрий Бабков, первый заместитель генерального директора ВНИКТИ, в рамках 7-го Международного СПГ Конгресса Россия 2021.
С дизеля на газ
Мировой тренд на экологическую безопасность транспорта ведет компании к разработке и внедрению современных и инновационных технологий. По мнению экспертов, применение газомоторной техники на железной дороге снизит выбросы оксидов азота на 80–93%, уменьшит задымление на 60–85%.
«Для безопасной и экономически целесообразной эксплуатации газомоторных двигателей требуется разработка регулирующей нормативно-правовой базы, система удаленной диагностики технического обслуживания локомотивов для увеличения межремонтных работ и сокращения простоев на обслуживание и ремонт, система бесперебойной поставки, безопасного хранения и выдачи СПГ на локомотивы. Применение СПГ предусматривает поэтапную разработку новых локомотивов с силовыми установками, работающими на природном газе, а также модернизацию существующего парка», – рассказал Ю. Бабков.
Он также отметил, что в настоящее время институт ведет проектные работы по модернизации маневрового тепловоза ТЭМ18 ДМ, грузовых тепловозов 2ТЭ116 для работы по газодизельному циклу. Целью конструктивных изменений ТЭМ18 ДМ является замена штатной дизельной силовой установки на четыре силовые установки, работающие на СПГ.
«Перевод маневрового тепловоза на природный газ – это снижение стоимости владения железнодорожным транспортным средством в течение всего жизненного цикла. Происходит это за счет уменьшения затрат на топливо при использовании СПГ и газораспределительных установок, применения современных систем диагностики. Ожидаемый эффект от потребления СПГ складывается из снижения вредных выбросов в пять раз, экономии расходов на топливо. Срок окупаемости проекта составляет от 5 до 8 лет при условии стоимости сжиженного газа не более 50% по отношению к дизельному топливу», – уточнил Ю. Бабков.
Цена вопроса
Экономическая эффективность перевода локомотивов на газ действительно зависит от множества факторов, один из которых – это стоимость топлива. Производители СПГ не уверены в том, что им выгодно устанавливать цену в половину стоимости дизеля. Так, например, Владимир Смелов, представитель компании «Криогаз», задался вопросом о том, откуда взялось такое соотношение цен.
«Я неоднократно слышу утверждение, что стоимость СПГ должна быть не более 50% от стоимости дизельного топлива. Было такое постановление в советские времена еще, но сейчас никто не делал расчеты», – отмечает В. Смелов.
Путаница произошла из-за того, что в 1993 году было принято постановление, определяющее стоимость СПГ, но в 2018-м его отменили. Сегодня природный газ может быть дороже другого топлива, а формулировка о процентном соотношении – это условие той или иной компании, которое необходимо для перехода на газомоторную технику.
«Цена будет зависеть от рынка. Момент в том, что если компания заявляет, что стоимость должна составлять 14%, 50% и т. д., то это относится только к политике данной организации. Если ОАО «РЖД» говорит, что готово переходить на СПГ при условии половины стоимости дизельного топлива, то это касается только их расчетов», – пояснил Тимур Исмаилов, заведующий отделом технико-экономических исследований инфраструктурных проектов НИИгазэкономика.
Курс на восток
Обсуждая развитие железной дороги, нельзя не вернуться к теме Восточного полигона, его модернизации и повышения пропускной способности. По словам Ю. Бабкова, инженеры и экономисты ведут дискуссию о том, что выгоднее: использовать газомоторные локомотивы или провести электрификацию участка длиной 2300 км.
«На сегодняшний день ведется большой объем работ, чтобы дать технологическое обоснование и выбрать оптимальный вариант для обеспечения тягой Восточного полигона. Основной аргумент, который говорит в пользу использования газомоторных локомотивов, – это мобильность. Потому что если провести электрификацию, то после остаются столбы, линии электропередачи и т. д. В случае падения перевозок с соблюдением конъюнктуры их нельзя перекинуть на другие направления, как подвижной состав, то есть все затраты впустую. Поэтому вариант, который мы считаем предпочтительнее, – это использование газомоторных локомотивов на Восточном полигоне», – заключил Ю. Бабков.
Автор: Мария Салеева