РЖД планируют отказаться от закупок дизельных локомотивов

С 2025 года компания будет покупать только электровозы, а также тяговый подвижной состав, работающий на природном газе и других альтернативных источниках энергии

С 2025 года компания будет покупать только электровозы, а также тяговый подвижной состав, работающий на природном газе и других альтернативных источниках энергии | Машиностроение

фото:Руслан Казаков
В Совете Федерации на круглом столе по развитию железнодорожного машиностроения в России, который прошёл 27 января, заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев рассказал о состоянии локомотивного парка холдинга, а также о планах по его обновлению и перспективных проектах, которые реализуются совместно с крупнейшими российскими машиностроителями. С 2025 года компания планирует закупать только электровозы, а также тяговый подвижной состав, работающий на природном газе и других альтернативных источниках энергии.

По словам Сергея Кобзева, расчётная потребность РЖД в приобретении локомотивов с 2021 по 2025 год составляет 2,522 тыс. единиц. При этом процент износа инвентарного парка на этот период в основном составит 57%.

«При сроке службы подвижного состава до 40 лет мы практически приблизимся к идеальному состоянию, когда 50% парка является достаточно молодым по возрасту», – подчеркнул он.

По его словам, до конца 2025 года будут заменены на новые 55 рельсовых автобусов, 1,156 тыс. вагонов электропоездов и свыше 2,8 тыс. пассажирских вагонов.

В ходе круглого стола Сергей Кобзев заявил, что ОАО «РЖД» с 2025 года планирует отказаться от закупок дизельных локомотивов в пользу электровозов, а также тягового подвижного состава, работающего на природном газе и других альтернативных источниках энергии.

«Мы планируем эксплуатировать в будущем локомотивы, работающие с использованием аккумуляторных батарей, моторвагонного подвижного состава с водородными топливными элементами, локомотивы с газопоршневыми и газодизельными двигателями. Всё это позволит снизить экологическую нагрузку на окружающую среду», – отметил он.

Согласно долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года, холдинг планирует крупномасштабную электрификацию оставшихся направлений, которые сегодня ещё работают на дизельной тяге.

Главной задачей РЖД является электрификация наиболее грузонапряжённых участков, чтобы ещё более снизить долю использования дизельного топлива. В европейской части страны это будет Ртищево – Кочетовка, на Дальнем Востоке – Волочаевка-2 – Комсомольск-на Амуре – Ванино. Переход на электрическую тягу при планируемом росте грузооборота к 2025 году позволит на 20% снизить потребление дизельного топлива (на 191 тыс. тонн в год) и сократить парниковые выбросы на 5,6% (458 тыс. тонн в СО2-эквиваленте).

Ведущий инженер отдела новой техники Дирекции тяги ОАО «РЖД» Александр Омельченко сообщил «Гудку», что холдинг также активно развивает направления использования экологически чистой тяги. Развитие идёт в двух направлениях: газомоторные локомотивы и тяговый подвижной состав с гибридными силовыми установками с использованием отечественных литий-ионных аккумуляторных батарей.
«Анализ технико-экономических расчётов эффективности показал, что эффективность использования тягового подвижного состава с альтернативными источниками энергии невысока как для производителей локомотивов, так и для ОАО «РЖД». Поэтому необходима государственная поддержка инновационных проектов, направленных на улучшение экологии и увеличение использования природного газа в качестве топлива для локомотивов», – подчеркнул Александр Омельченко.

Одним из проектов ОАО «РЖД» совместно с ТМХ и «Роснано» является создание аккумуляторного автономного маневрового электровоза для крупных железнодорожных вокзалов Москвы, Санкт-Петербурга и курортов Северного Кавказа. Опытный экземпляр такого локомотива холдинг должен получить в 2022 году для всесторонних испытаний, и в случае подтверждения заявленных технико-экономических показателей начнётся его внедрение на железнодорожных вокзалах мегаполисов.

Как показали расчёты, первоначальные затраты на приобретение и эксплуатацию локомотивов с аккумуляторными батареями будут больше, чем дизельных, однако существенно сокращаются затраты на топливные ресурсы и обслуживание локомотивов. В дальнейшем ожидается снижение стоимости аккумуляторных батарей и увеличение продолжительности их жизни и циклов заряда.

Также ОАО «РЖД» совместно с машиностроительными компаниями ведёт активную разработку первого в России поезда, работающего на водородных топливных элементах.

Стоит отметить, что опытный образец подвижного состава на водородной тяге должен быть создан в России не позднее 2024 года.

Такое поручение содержится в плане «Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года», который утверждён Правительством РФ 12 октября 2020 года.

Сейчас ОАО «РЖД» совместно с администрацией Сахалинской области, Трансмашхолдингом и ГК «Росатом» реализует проект по созданию водородного поезда с гибридной схемой тягового привода – топливных элементов и накопителя энергии. Пилотным полигоном внедрения технологии выбран остров Сахалин, где благодаря поддержке правительства области формируется водородный инфраструктурный кластер с полным технологическим циклом от производства водорода до его применения, вокруг которого формируется инновационная и образовательная среда. Планируется, что к 2023 году будет внедрено семь таких поездов, к 2030 году – 13.

Ещё одним экологическим направлением деятельности холдинга является переход с дизельного топлива на природный газ. Речь идёт о создании магистральных и маневровых газотурбовозов (ГТ1h-002) и газотепловозов (ТЭМ19h), работающих на сжиженном природном газе (СПГ).

Как показали расчёты, стоимость жизненного цикла газотепловозов меньше, чем у тепловозов, а уровень выбросов CO2 значительно ниже, чем у дизельных двигателей.

В 2016 году РЖД заключили четырёхстороннее соглашение с «Газпромом», «Синарой» и ТМХ, которое предусматривает не только разработку и производство локомотивов, работающих на природном газе, но и создание инфраструктуры по производству СПГ и строительству специализированных заправочных комплексов. Согласно документу, запланировано приобретение до 2025 года 51 маневрового локомотива, работающего на СПГ.

По словам начальника службы охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Дирекции тяги ОАО «РЖД» Сергея Саврико, сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников в основном обеспечивается за счёт обновления парка тепловозов и замены устаревших дизелей при капитальном ремонте на современные, более экологичные двигатели отечественного производства, повышающие топливную экономичность модернизированных тепловозов на 15% и экологические показатели на 30%.

«Кроме того, после ремонта топливной аппаратуры тепловозы проходят исследования на выбросы загрязняющих веществ на пунктах экологического контроля, и в случае выявления превышения установленных нормативов производится настройка топливной аппаратуры на пунктах реостатных испытаний до нормативных параметров, что также даёт вклад в снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», – резюмировал он.

Ксения Потаева, Александр Зубов

Оставьте комментарий