Разработка и внедрение новых технологий ремонта пути с применением Универсального путевого комплекса

фото: Александр Саверкин / ИД «Гудок»

Александр Борецкий – директор Проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре

В современных условиях эксплуатации верхнего строения пути необходимо обеспечивать высокое качество путевых работ при постоянно уменьшающемся времени для их выполнения. Широкое применение высокопроизводительных путевых машин и ресурсосберегающих технологий сокращает время ремонтно-путевых работ, повышает технический уровень и надёжность пути.

Перед ОАО «РЖД» остро стоит вопрос внедрения новых отечественных технологий ремонтов пути и типов современной высокопроизводительной техники для решения поставленных задач обновления инфраструктуры с учётом увеличения выработки и снижения себестоимости ремонтов в сложной экономической обстановке. Существующая технология ремонта пути при всей её универсальности имеет ряд существенных недостатков – низкую производительность и высокую стоимость.

Гарантом достижения максимального экономического эффекта от перспективных технологий являются внедрение высокопроизводительных комплексов машин, синхронизированных между собой по производительности на протяжении всего технологического процесса, снижение объёмов ручного труда, вывод персонала из опасной зоны работы механизмов.

В целях снижения эксплуатационных затрат и повышения производительности труда совместно с Центральной дирекцией по ремонту пути, Проектно-конструкторским бюро по инфраструктуре разрабатываются инновационные технологии производства работ по ремонту железнодорожного пути, внедрение которых позволяет достичь следующих эффектов:
– снижения количества и продолжительности «окон»;
– снижения потребности в машинах и локомотивах;
– снижения численности персонала и влияния человеческого фактора.

Разработка и внедрение инновационных технологий позволят достичь экономического эффекта при ремонте пути и текущей эксплуатации железнодорожного пути.

Одним из наиболее эффективных вариантов организации капитального ремонта пути на грузонапряжённых участках является выполнение работ комплексом взаимодействующих путевых машин на разных перегонах в одно совмещенное «окно» оптимальной продолжительности.

В настоящее время организована разработка высокоэффективных технологий ремонта пути:
– высокопроизводительная очистка щебёночного балласта;
– замена рельсовых плетей с одновременным их вводом в оптимальную температуру закрепления;
– выправочно-отделочные работы на всех видах ремонта;
– создание защитных подбалластных слоёв.

Разработаны опытные технологические процессы: на высокопроизводительную технологию очистки балласта (фронт работ – 4800 м) с применением ЩОМ-2000 и ВПО-С; на капитальный ремонт железнодорожного пути 3-го уровня (РС) (фронт работ – 9600 м); на капитальный ремонт пути 1-го уровня (КРН) (фронт работ – 4800 м) с применением путевых машин, входящих в состав Универсального путевого комплекса: щебнеочистительного комплекса ЩОМ-2000, ВПО-С, машины первичной выправки МПВ, комплекса для смены рельсовых плетей КСП-700.

В перспективе планируются разработки по усовершенствованию сварки рельсовых стыков и приобретение новой техники, так как на сегодняшний день это является сдерживающим фактором, а качество и безопасность проведения работ имеют приоритетное значение для ОАО «РЖД».

Новые технологии производства ремонтно-путевых работ потребуют разработки инновационной путевой техники, которая обеспечит их реализацию.

Специалистами Центральной дирекции по ремонту пути совместно с производителями путевых машин разработан ряд технических требований на перспективные путевые машины и комплексы, которые предполагается применять для повышения производительности.

За последние несколько лет создана линейка инновационных машин, входящих в Универсальный путевой комплекс, который вобрал в себя лучшие технологические решения мирового уровня. Прежде всего это универсальность, модульность, унификация и высокая производительность в сравнении с лучшими мировыми аналогами.

С внедрением машин ВПО-С удалось сократить эксплуатационные расходы при проведении выправочно-отделочных работ, а также количество задействованных локомотивов при ремонте пути.

В развитии темы совершенствования технологии выправки пути уже в текущем году АО «Тулажелдормаш» планирует поставить первую инновационную машину первичной выправки МПВ. Данная машина является результатом совместной работы заказчика в лице ЦДРП и производителя.

МПВ предназначена для комплексной первичной выправки железнодорожного пути в системе координат при его подъёмке, объёмного уплотнения балластной призмы, планировки и перераспределении балласта, отделки балластной призмы, при ремонте и реконструкции железнодорожного пути. Комплекс будет совмещать функции электробалластера, выправочно-подбивочно-отделочной машины, планировщика балласта, динамического стабилизатора пути и подбивочного блока. Высокая производительность и универсальность комплекса позволят получить экономический эффект за счёт снижения потерь в поездной работе после проведения работ, сокращения расходов на эксплуатацию машин и механизмов и фонд оплаты труда до 48 млн руб. в год, из которых почти 50% составит экономия за счёт исключения потребности в локомотивах.

Для осуществления операций по смене рельсовых плетей с одновременным их вводом в оптимальную температуру закрепления запланировано приобретение машины РУ-700. Это позволит снизить количество предоставляемых «окон» и работ, связанных с разрядкой и перезакреплением плетей бесстыкового пути, оптимизировать количество локомотивов на две единицы, снизить численность работников, занятых на данных операциях, на 20 человек.

Для производственных баз путевых машинных станций приобретаются новые грузоподъёмные комплексы ГПК-45, обладающие повышенной грузоподъёмностью. Внедрение ГПК-45 позволило снизить удельные расходы на 20%.

Также разработаны новые требования для производства машины ПЛК, предназначенной для транспортировки рельсошпальной решётки с возможностью перемещения пакетов рельсошпальной решётки вдоль состава при погрузке, укладке, разборке и выгрузке звеньев. Это позволяет уменьшить состав и длину укладочного и разборочного поездов, сократить время формирования рабочих поездов, снизить расходы на запасные части, горюче-смазочные материалы, а также сократить затраты на эксплуатацию машин и механизмов.

Апробация новейших технологий и путевых машин осуществляется региональными дирекциями по ремонту пути при реализации программ ремонтно-путевых работ. При этом работы проводятся в соответствии с утверждённым Планом внедрения технологии ремонтно-путевых работ.

Так, в ноябре 2020 года проведены испытания машины ЩОМ-2000 в рамках первого этапа реализации плана. В текущем году предстоит реализовать пилотный проект по технологии капитального ремонта 3-го уровня (РС) с применением рельсоукладочного комплекса РУ-700, машин для замены скреплений МС-700 к 2025 году.

Внедрение новых технологий проведения ремонтно-путевых работ с применением Универсального путевого комплекса позволит одновременно решать две стратегические задачи – переход ремонта и содержания инфраструктуры на новую технологическую основу и получение реального экономического эффекта за счёт оптимизации содержания и ремонта железнодорожного пути.

Александр Борецкий
Партнёрский материал


Машина первичной выправки

Оставьте комментарий