фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Выбросы СО2 железнодорожного транспорта почти в пять раз ниже морского
Аналитики Eurasian Rail Alliance Index (ERAI), созданного АО «Объединённая транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА), подготовили обзор, в котором рассказали о влиянии экологической повестки на международные железнодорожные грузовые перевозки. Согласно исследованию, углеродное регулирование, которое уже применяется в Европе, меняет сложившийся конкурентный ландшафт в сфере транспорта. Если другие страны последуют европейскому примеру, это усилит позиции железной дороги и в других регионах мира.У каждого из видов транспорта есть свои особенности: к примеру, морские перевозки при невысокой скорости имеют низкую стоимость, а авиаперевозки – высокую скорость и цену за доставки. Железнодорожные грузовые перевозки более сбалансированы по скорости и цене. При этом железные дороги считаются одним из самых экологичных видов транспорта, что сегодня особенно актуально, потому что переход на «зелёные» технологии является общемировым трендом.
С точки зрения энергоэффективности железная дорога имеет преимущество перед остальными видами транспорта, потому что использует меньше энергии, чем другие.
По данным международного энергетического агентства IEA, на неё приходится 7% международных перевозок грузов, но только 3% энергии, используемой мировой транспортной отраслью. В 2019 году железнодорожный транспорт использовал 0,6 млн баррелей нефти, что составляет 0,6% мирового потребления, и порядка 280 ТВт·ч электричества, то есть 1,2% мирового потребления.
Также железная дорога отличается тем, что выбрасывает в атмосферу меньше CO2, чем другие виды транспорта. Прямой вклад железных дорог в выбросы углекислого газа составляет лишь 0,3% от общемирового.
По словам генерального директора ОТЛК ЕРА Алексея Грома, железная дорога – это единственный вид транспорта, который с 1990 года почти постоянно снижал выбросы CO2, одновременно увеличивая объёмы перевозок. Согласно данным углеродного счётчика ERAI, прямые выбросы CO2 на железнодорожном транспорте почти в пять раз меньше, чем если бы перевозки осуществлялись морским транспортом, в 89 раз меньше, чем автомобильным, и в 528 раз меньше, чем авиационным.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, вопросы сохранения окружающей среды, изменения климата, снижения антропогенного влияния и другие, широко обсуждаемые в Европе, несомненно, влияют и на транспортную отрасль. «Железные дороги пока не причисляют к числу основных загрязнителей. Однако они шумные, занимают много земли и загрязняют её, негативно влияют на здоровье людей, на флору и фауну. Тепловозы не самые чистые с точки зрения выбросов в атмосферу, а электричество для электровозов может производиться на тепловых или атомных электростанциях, к которым в Европе и в мире всё больше вопросов. Всё это говорит о том, что железнодорожному транспорту тоже надо меняться. Понятно, что в одночасье никто не запретит эти перевозки, так как они обеспечивают доставку людей и грузов, но железные дороги должны постепенно уменьшить своё влияние на почву, воздух, воду, стать более безопасными для людей и природы», – отметил он.
Однако в пользу экологичности европейских дорог говорит высокая степень их электрификации (около 55%). Также при оценке не только прямых, но и косвенных выбросов ключевое значение приобретает экологичность источника энергии. В ЕС доля низкоуглеродных источников энергии составляет порядка 40%. Доля возобновляемых источников энергии – 20,7% (6,1% в 1990 году).
В России, по данным ОАО «РЖД», показатель «чистой» энергии составляет около 39%. На других рынках, учитывая вышеуказанные факторы, показатели экологичности железных дорог могут отличаться.
Примером успешного проекта в этой сфере является евразийский транзитный маршрут (Казахстан – Россия – Белоруссия) по направлению Китай – Европа – Китай. Благодаря выстроенной долгосрочной работе по развитию маршрута и объективным континентальным преимуществам железнодорожного транспорта маршрут принял на себя более 90% объёма грузов транзитных железнодорожных коридоров на этом направлении.
По словам Алексея Грома, вопрос изменения окружающей среды стоит очень остро – большинство экологических программ посвящено защите экосистем от вредного влияния урбанизации и индустриального развития.
«Здоровье нашей планеты является очень важным фактором и для ОТЛК ЕРА. Развитие железнодорожного сообщения на маршруте Китай – Европа – Китай поддерживает глобальный экотренд по снижению выбросов CO2 на транспорте. Приверженность идее железнодорожного транспорта как связующего евразийского моста и побудила ЕС объявить 2021-й Годом железной дороги. Эта идея может стать движущей силой, подчёркивающей экономические и экологические преимущества данного вида транспорта», – подчеркнул он.
Стоит отметить, что регулирование выбросов и низкоуглеродное развитие имеют несколько уровней. На международном уровне оно осуществляется с помощью межгосударственных договоров под эгидой ООН. Так, после принятия Киотского протокола (вступил в силу в 2005 году) организована система торговли квотами на выброс (cap-andtrade), привязавшая их к «собственнику», который мог торговать своими квотами или покупать их у других. После окончания действия этого протокола в 2020 году главным международным договором станет Парижское климатическое соглашение 2015 года. Чтобы оно было инклюзивным и по-настоящему глобальным, в соглашении нет обязательных к исполнению требований. Каждое государство взяло на себя определённые добровольные обязательства по сокращению выбросов и отчётности о выполнении этой цели. Это отступление важно в силу того, что ряд государств – лидеров повестки берут на себя дополнительные обязательства по сокращению выбросов. Таким образом, вводится национальный уровень углеродного регулирования. Среди лидеров экологизации можно выделить Европейский союз, который в 2021 году собирается принять «Зелёный» пакт для Европы» (Green Deal). С помощью этой сделки к 2050 году планируется достигнуть углеродной нейтральности, когда все выбросы будут компенсироваться проектами по их поглощению.
«Фокус на развитии железных дорог и внедрение в регуляторные механизмы принципов «загрязнитель платит» и «пользователь платит» способствуют ускорению перехода грузопотоков из углеродоёмких секторов, таких как авто- и авиаперевозки, на железные дороги. Тем не менее для достижения максимального эффекта необходимо внедрение инноваций, которые окажут влияние на железнодорожную индустрию», – отмечают аналитики ERAI.
Согласно данным IEA, в долгосрочной перспективе на железнодорожную отрасль окажет влияние не только электрификация, но и переход на новые виды топлива. На сегодняшний день единственными тестируемыми альтернативами тепловозам и электровозам являются сжиженный газ и водород.
ОАО «РЖД» идёт по пути создания магистральных газотурбовозов (ГТ1h-002) и газотепловозов (ТЭМ19h), работающих на сжиженном природном газе. До конца 2020 года планируется ввести в эксплуатацию 40 магистральных газотурбовозов. Как показали испытания, стоимость жизненного цикла газотурбовозов примерно на 30% меньше, чем у тепловозов, а уровень выбросов CO2 значительно ниже, чем у дизельных двигателей.
Ксения Потаева