В компании расширяется работа по поиску перспективных идей и продуктов

По программе инновационного развития в 2022 году реализовывалось 182 инновационных проекта

В компании расширяется работа по поиску перспективных идей и продуктов | Первые лица | Начальник Центра инновационного развития ОАО «РЖД» Дмитрий Вербов

фото: Герман Лепехин
Сегодня в Санкт-Петербурге начинает свою работу конференция «PRO//Движение.Инновации», которая рассмотрит вопросы поддержки и развития инновационной деятельности холдинга «РЖД». О том, с какими итогами компания подошла к этому событию, рассказал  начальник Центра инновационного развития Дмитрий Вербов.

– Дмитрий Михайлович, с 2020 года в холдинге «РЖД» действует Комплексная программа инновационного развития (КПИР) на период до 2025 года. Каковы основные итоги её реализации в этом году?

– Да, это один из наших основополагающих документов. В 2022 году реализовывалось 182 инновационных проекта с общим объёмом финансирования порядка 144 млрд руб. В этом году портфель программы был обновлён более чем на 40% за счёт включения 80 новых проектов, в том числе направленных на достижение целей устойчивого развития, включая повышение производительности труда и снижение углеродного следа.

Учитывая новые вызовы, с которыми столкнулась компания за время действия программы, в следующем году актуализируем КПИР с продлением горизонта её действия до 2030 года. Программа будет гармонизирована со стратегическими документами по социально-экономическому развитию страны, Транспортной стратегией РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года, при этом будут учтены результаты комплексного сопоставления технологического развития холдинга «РЖД» с ведущими зарубежными компаниями, а также задачи по достижению технологического суверенитета.

– В 2021 году принята Программа поддержки инноваций ОАО «РЖД». Какие результаты она показала в уходящем году?

– Программа предполагает финансирование инновационных проектов на ранних стадиях развития для обеспечения возможности дальнейшего подтверждения их эффективности при реализации. На конец этого года в неё вошли 14 инновационных проектов, ожидаемый экономический эффект от внедрения которых составляет более 100 млн руб. Из них восемь проектов включены в планы по тиражированию на сети. Отмечу активную позицию центров инновационного развития Куйбышевской, Красноярской и Приволжской железных дорог по наполнению Программы эффективными проектами.

– Что нового появилось в системе поддержки инноваций?

– Мы постоянно работаем над совершенствованием системных подходов и процессов по сопровождению инновационной деятельности компании. Так, в этом году начат путь преобразований от корпоративного акселератора к транспортному акселератору ОАО «РЖД». Опыт работы корпоративного акселератора ОАО «РЖД» говорит сам за себя. За период 2019–2022 годов поступило более 2400 заявок, 218 проектов были представлены на очный отбор, из них определён 21 финалист. Завтра мы ожидаем итоги уже четвёртой акселерационной программы ОАО «РЖД» по тематикам «Пассажирский комплекс» и «Технологическая независимость».

А 16 ноября на XVI Международном форуме и выставке «Транспорт России» ОАО «РЖД» представило концепцию создания транспортного акселератора РЖД, способного объединить лидеров всей отрасли для совместного развития проектов и сквозных технологий, направленных на решение ключевых задач через привлечение технологических компаний. 
Интерес к предложению оказался высоким. К настоящему времени заключено шесть соглашений о сотрудничестве в создании транспортного акселератора ОАО «РЖД», в котором готовы участвовать АО «ВНИИЖТ» и Российская венчурная компания. На конференции «PRO//Движение.Инновации» планируем заключить аналогичные соглашения ещё с рядом партнёров.

– Какое развитие получили в 2022 году центры инновационного развития на железных дорогах? Что их ждёт в будущем?

– В 2021 году пройден значимый этап – завершено формирование системы управления инновационной деятельностью на региональном уровне управления ОАО «РЖД»: на всех железных дорогах созданы и активно функционируют региональные центры инновационного развития. Текущий год был посвящён организации работы вертикали, формированию команды региональных центров инновационного развития железных дорог. Увеличивались масштабы проектной деятельности. Рассмотрено более 5300 инновационных предложений, к испытаниям на инфраструктуре допущено около 300 проектов, внедрено более 60.

Региональными центрами ведутся работы по привлечению внешнего финансирования: с 13 субъектами Федерации уже проведены или запланированы к проведению совместные конкурсы инновационных проектов. Из региональных бюджетов на цели поддержки таких проектов привлечено 60 млн руб.

Перспективы развития сети региональных центров весьма обширны. Например, в ходе реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Взлёт – от стартапа до IPO» планируется обеспечить предакселерацию и поддержку более 2 тыс. технологических предпринимателей, запустить в реализацию в интересах ОАО «РЖД» более 440 проектов.

Для реализации инициативы «Массовое создание университетских стартапов» организованы работы по развитию бизнес-инкубаторов в отраслевых вузах, рассматриваемых как часть системы технологического предпринимательства и бизнес-образования. До 2030 года планируется создать не менее 10 студенческих бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов и стартап-студий на базе отраслевых вузов, которые позволят задействовать более 18 тыс. студентов и реализовать более 300 студенческих стартапов в интересах ОАО «РЖД». Уже сегодня открыты совместные с отраслевыми вузами студенческие бизнес-инкубаторы на уровне Октябрьской, Горьковской, Северо-Кавказской, Юго-Восточной, Куйбышевской, Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской и Дальневосточной дорог.

– Что показывает мониторинг инновационной деятельности железных дорог?

– Напомню, что результаты работы железных дорог в области инновационной деятельности оцениваются по трём направлениям: реализация и внедрение инноваций, реализация интеллектуальной деятельности и организация мероприятий, направленных на поиск и отбор внешних инновационных проектов.

По итогам мониторинга за III квартал 2022 года лидирующие позиции в рейтинге инновационной деятельности железных дорог заняли Куйбышевская (1-е место), Западно-Сибирская (2-е место) и Северная (3-е место).

С 1 января 2023 года система рейтинговой оценки существенно пересмотрена: основной акцент – на эффекты от реализации проектов и их тиражирование.

– Каких результатов Центр инновационного развития добился в обеспечении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и управления правами на них?

– В начале года мы подвели промежуточные итоги реализации Стратегии управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД», действие которой началось в 2019 году со сроком завершения мероприятий в 2025 году. Советом директоров ОАО «РЖД» 15 марта был рассмотрен отчёт о ходе реализации Стратегии управления интеллектуальной собственностью холдинга «РЖД» за 2019–2021 годы. Все мероприятия, предусмотренные планом за указанный период, были полностью выполнены.

За период реализации Стратегии патентный портфель ОАО «РЖД» увеличился на 17% (с 3567 объектов учёта до 4197 объектов учёта), а основному товарному знаку ОАО «РЖД» на сегодняшний день предоставлена правовая охрана в 136 юрисдикциях. Учитывая достигнутые результаты, можно констатировать, что созданная в соответствии со Стратегией система управления интеллектуальной собственностью ОАО «РЖД» в целом соответствует решаемым задачам.
Тем не менее уходящий год поставил перед нами новые задачи, для решения которых мы рассматриваем возможность актуализации Стратегии в 2023 году.

– Какое событие уходящего года вы считаете знаковым в инновационной сфере?

– 21 апреля впервые прошёл День инноваций ОАО «РЖД», приуроченный ко Всемирному дню творчества и инновационной деятельности. На сети прошло 297 мероприятий, связанных с популяризацией и развитием инновационной деятельности. В них приняли участие почти 8 тыс. человек.

Примерами результативности мероприятий на региональном уровне является достижение договорённостей о проведении совместного с Министерством экологии Челябинской области конкурса инновационных экологических проектов, решение о проработке вопроса создания на территории Самарской области межвузовского научно-образовательного кластера по подготовке и выпуску специалистов в области квантовых технологий.

В результате проведённых мероприятий по поиску и продвижению инновационных проектов в рамках Дня инноваций ОАО «РЖД» привлечено дополнительно 157 инновационных решений, рассмотрен ход реализации и приняты корректирующие решения по 138 проектам, по девяти из них функциональными заказчиками регионального уровня принято решение о внедрении.

Мероприятие обеспечило популяризацию инновационной деятельности среди работников всех уровней управления ОАО «РЖД», придало новый импульс реализации проектов, развитию взаимодействия с внешней инновационной средой. И 1 ноября генеральным директором – председателем правления ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым утверждено положения о Дне инноваций ОАО «РЖД», который теперь станет ежегодным.

– Какие ключевые задачи стоят перед Центром инновационного развития в 2023 году?

– Главной задачей является тиражирование ранее внедрённых инновационных решений, капитализация эффектов от них, а также сокращение сроков реализации пилотных проектов, чтобы укладываться хотя бы в годовой цикл.

Кроме того, будем развивать обратную связь с работниками компании. Это необходимо для того, чтобы понимать, как инновационная деятельность отражается на повседневной жизни каждого железнодорожника. Улучшения не только в отчётах, но и в реальной жизни – это главное.

Беседовал Игнат Вьюгин

Оставьте комментарий