На РЖД закончили испытания роботов. И как рассказал РЖД-Партнеру руководитель направления разработки систем машинного зрения компании «САТЕЛ» Виталий Самохин, искусственный может полностью заменить человека. К недостаткам последнего, в частности, относят человечность.
– Виталий Иванович, очень часто причиной несчастных случаев на транспорте называют человеческий фактор. Можно теперь сказать, найден способ защиты человека от человека?
– Каждые два часа на железнодорожных путях, по данным мировой статистики, фиксирую аварии. Их главная причина – человеческий фактор, машинист устал, уснул или пассажиры совершили неправильные действия. Использование роботов для снятия рутинной нагрузки на управляющего локомотивом и предупреждения о возможной аварийной ситуации позволит снизить количество подобных инцидентов на железных дорогах на 70%.
И в этом году Вологодской области закончился период тестовой эксплуатации роботизированной технологии системы поддержки машиниста локомотива на основе искусственного интеллекта. Роботизированные локомотивы прошли более 300 часов под контролем машинистов и примерно 5 тыс. часов отработали без контроля со стороны машиниста. Система, оснащенная искусственным интеллектом, доказала способность фиксировать потенциально опасные риски на железных дорогах: семафоры, другие поезда и людей.
– Хотелось бы подробностей, в каких условиях испытывали искусственный интеллект?
– В непростых. Испытывали технологии машинного зрения во время снегопада, тумана, при температурах до -400оС и +500оС. Испытания признаны успешными. И главное, экономическая модель создания роботизированных локомотивом имеет быструю окупаемость за счет повышения динамики работы поездов, а также в связи с масштабированием их производства.
– Но дойдет ли искусственный интеллект до «земли»: выйдут ли роботы на железнодорожную сеть?
– По плану в этом году выпустят 500 локомотивов, оснащенных системой искусственного интеллекта. Пока они будут использоваться в поездах, перевозящих грузы. Но уже через два года, с 2024-го, роботизированными станут и российские пассажирские поезда. В связи с тем, что инновация пока используется только в нашей стране, в ближайшие годы будет налажен экспорт в Китай, Францию и Голландию, которые уже планируют испытать российскую разработку, а также в страны – члены ЕАЭС.
– В мире востребован российский искусственный интеллект?
– Да. Мировой рынок роботизированного железнодорожного транспорта развивается и, по прогнозам, он в ближайшие годы выйдет в активную стадию. На сегодняшний день его объем составляет около $7 млрд, а к 2031 году этот показатель вырастет до $21 млрд с ежегодным ростом в размере 11,4%.
Беседовала Алена Алешина