Инновации – путь к лидерству

фото: Александр Саверкин / ИД «Гудок»

В минувшем году реализованы 156 инновационных проектов на сумму около 170 млрд руб.

О том, какую работу провёл в 2021 году Центр инновационного развития, «Гудку» рассказал его начальник Дмитрий Вербов.– Дмитрий Михайлович, в уходящем году компания впервые провела форсайт, сформировав видение развития транспортной отрасли до 2050 года. Для чего смотреть так далеко и что там видно?
– Чтобы оставаться на острие прогресса, в большой компании приходится смотреть не на перспективу завтрашнего дня, а на более отдалённый период.
Образ будущего компании напрямую связан с устойчивым развитием, цифровизацией и урбанизацией, что изменит направления и структуру пассажиро- и грузопотоков, сместит акценты в распределении инвестиций, приведёт к росту производительности труда и сокращению рутинных, тяжёлых и малооплачиваемых работ. Конкуренция между видами транспорта будет трансформироваться к взаимодействию логистических операторов и цифровых платформ, предлагающих бесшовные мультимодальные перевозки пассажиров и грузов.
К примеру, урбанизация может привести к тому, что ещё до 1 млрд людей по всему миру, включая Россию, к 2050 году переедут в мегаполисы. Это сформирует спрос на высокоскоростное сообщение между городскими агломерациями, приведёт к изменениям внутригородских транспортных систем. По ряду экспертных оценок уже сейчас в некоторых городах страны организация перевозок пассажиров городскими электричками выгоднее, чем строительство метро. Это довод в пользу дальнейшего развития эффективного и экологичного вида городского транспорта – железнодорожного.
Усиление внимания к вопросам экологии стимулирует компании внедрять «зелёные» технологии. Однако политика низкоуглеродного развития требует не только внедрять более чистые технологии в перевозочном процессе, но и сокращать углеродный след по всей цепочке создания ценности, а значит, закупать материалы и продукцию, при создании которых был нанесён минимальный вред окружающей среде. По итогам форсайта мы разрабатываем технологическую дорожную карту внедрения в наши основные процессы новых материалов, тем самым стимулируя наших поставщиков уже сейчас инвестировать в «зелёные» технологии производства элементов инфраструктуры и подвижного состава, строительных материалов.

– Что показал сравнительный анализ технологического развития ОАО «РЖД» с зарубежными компаниями-аналогами, проведённый в прошлом году?
– В ходе исследования было выявлено, что холдинг «РЖД» не только находится на сопоставимом уровне с крупнейшими зарубежными железнодорожными компаниями по более чем 50% применяемым техническим решениям, но и опережает зарубежных партнёров, например, в автоматизации управления перевозочным процессом и развитии цифровых платформ для взаимодействия с клиентами.
По грузонапряжённости, доле доставленных вовремя грузов, соблюдению графика движения пассажирских поездов, энергоэффективности и уровню эмиссии парниковых газов РЖД являются одним из мировых лидеров железнодорожной отрасли.
Для нас такие исследования – это прежде всего способ выявить резервы для дальнейшего развития. Так, в 2021 году холдинг сравнялся с крупнейшими зарубежными железнодорожными компаниями-лидерами по ряду технологических решений, по которым бенчмаркингом 2018–2019 годов были выявлены резервы. В их числе внедрение спутниковых и геоинформационных технологий для оперативного мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры, использование интеллектуальных систем мониторинга состояния подвижного состава в грузовом движении. Теперь мы можем говорить о том, что компания реализует свои возможности с учётом мирового опыта: по большинству технологий, по которым были выявлены такие резервы, мы или догнали, или значительно приблизились к компании-лидеру.
По итогам бенчмаркинга разработан план мероприятий, направленный на сокращение отставания РЖД от лучших зарубежных практик, с горизонтом до 2024 года. В ходе его реализации в наступившем году, в частности, планируется ввести в эксплуатацию гибридные маневровые локомотивы, питающиеся от аккумуляторных батарей и газового топлива, внедрить беспилотные авиационные системы для диагностики состояния объектов инфраструктуры.

– В 2021 году созданы центры инновационного развития на железных дорогах. Почему было принято такое решение?
– Опыт первых лет работы региональных инновационных площадок показал нам, что наиболее успешны из них те, где с самого начала для этого была выделена специально подготовленная команда, для которой внедрение инноваций является не дополнительной нагрузкой, а основной задачей. Именно такой подход мы и тиражируем путём создания дорожных центров. Без преувеличения формируется новая, инновационная вертикаль управления. Это сокращает время на принятие решений о внедрении новых технологий, в прямом смысле приближает инновации «к земле».
При поддержке руководства компании и всех начальников железных дорог принято решение о создании региональных центров по всей сети, и 15 центров уже работают. Ими рассмотрено более 1500 инновационных предложений, в стадии реализации находится более 400 проектов.
Одно из возможных направлений развития – вовлечение центров во внедрение межфункциональных проектов, где участвуют несколько функциональных филиалов. Зачастую такие инициативы буксуют, потому что никто не берёт на себя роль функционального заказчика. Стадия обоснования и инициирования для таких проектов – «долина смерти», как говорят специалисты. Прорабатываем модель вовлечения региональных центров в такие проекты на полигонах Куйбышевской и Приволжской дорог.
Ищем и новые формы взаимодействия с внешней средой в регионах. В 2021 году совместно с отраслевыми вузами организованы работы по созданию студенческих бизнес-инкубаторов. Первый бизнес-инкубатор открыт совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения на полигоне Октябрьской магистрали. В Хабаровске в сентябре прошлого года открыли первую в восточной части страны «Точку кипения HiTech», задачей которой является использование рационализаторского потенциала для повышения производительности труда.

– В сентябре на Свердловской железной дороге был заключён договор поставки будущей вещи. Что это?
– Ещё один инструмент поддержки инновационной деятельности, направленный на ускорение создания и внедрения востребованного РЖД технического решения. Наши партнёры взялись за разработку вагонных замедлителей, обладающих пониженным уровнем шума. Со своей стороны РЖД гарантируют закупку согласованного объёма этой инновационной продукции при условии соблюдения технических требований. Такой алгоритм позволяет сбалансировать сроки создания инновационной продукции и сопутствующие этому процессу риски.
Опыт применения механизма поставки будущей вещи перенимает Куйбышевская магистраль, где утверждён план заключения договора оказания будущей услуги.

– В 2021 году проведена работа по совершенствованию системы мотивации к внедрению инновационных решений. Какие меры приняты?
– Для руководителей филиалов внедрён в пилотном режиме ключевой показатель эффективности инновационной деятельности. На 2022 год заложен пятипроцентный прирост экономических эффектов для всех функциональных подразделений. Также принято решение о дополнительном премировании сотрудников, участвующих во внедрении инновационных проектов. Теперь можно получить материальное вознаграждение в размере до 10% (до 1,5 млн руб.) от приобретённых за счёт реализации проектов экономических эффектов.

– Центр инновационного развития также ведёт вопросы управления интеллектуальной собственностью компании. Эти активы растут?
– Патентование разработок по широкому кругу областей как на территории России, так и за рубежом вносит вклад в развитие имиджа и бренда компании, позволяет обозначать и закреплять области интересов холдинга, открывать новые рынки. Патентный портфель растёт: в 2021 году получено 323 охранных документа РФ и девять зарубежных охранных документов. Значимыми патентуемыми разработками стали, в частности, технические решения в области автоматики и телемеханики, систем интервального регулирования, развития элементов конструкций верхнего строения пути.
Компания является правообладателем более 80 используемых товарных знаков в России и за рубежом. Правовая охрана основного товарного знака – РЖД – обеспечена в 126 странах и позволяет участвовать в зарубежных проектах и международных выставках.

– Какие ключевые задачи вы определяете на 2022 год?
– В прошлом году руководством страны приняты важнейшие программные документы по достижению национальных целей развития России: Перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года, Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, Транспортная стратегия. Эти документы не просто стратегические ориентиры, а оцифрованные планы с конкретными сроками, и мы уже определили своё участие в достижении этих целей.
Мы активно включились в повестку устойчивого развития, поставили измеримые цели по этим приоритетам. Уверен, что устойчивое развитие – главный драйвер инноваций на ближайшие десятилетия. Что важно, это заставляет проецировать все наши стратегии на качество жизни конкретных людей. И открывает новые смыслы нашей работы.

Беседовал Игнат Вьюгин

Оставьте комментарий