Комфорт на выбор. ОАО «РЖД» определяет параметры перспективных пассажирских вагонов

ОАО «РЖД» берёт курс на максимальный учёт индивидуальных потребностей пассажира при перевозке

ОАО «РЖД» берёт курс на максимальный учёт индивидуальных потребностей пассажира при перевозке | Машиностроение

фото: Иван Шаповалов / Пресс-служба ОАО «РЖД»
Подвижной состав пассажирских поездов будет малошумным, удобным, экологичным и безопасным. ОАО «РЖД» берёт курс на максимальный учёт индивидуальных потребностей пассажира при перевозке. Это поможет железнодорожному транспорту выиграть конкуренцию у большого количества низкобюджетных авиакомпаний. 

К таким выводам пришли участники прошедшего вчера Научно-технического совета ОАО «РЖД», посвящённого разработке технических требований и технических заданий на пассажирские вагоны Тверского вагоностроительного завода, входящего в «Трансмашхолдинг», и реализации плана научно-технического развития и инновационной деятельности Федеральной пассажирской компании.

«В последнее время совершён качественный рывок в создании нового подвижного состава, отвечающего самым современным требованиям по комфорту и надёжности, – отметил, открывая научно-технический совет, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров. – Однако сделать предстоит ещё немало. От того, насколько защищённым от отказов будет вагонное оборудование, напрямую зависит удовлетворённость наших клиентов. Другой важнейший фактор – экологическая безопасность. Современный, удобный и безопасный пассажирский вагон – это главное, чем мы можем привлечь к нам пассажира».

Федеральная пассажирская компания сформулировала свои предложения к будущему подвижному составу.

Генеральный директор компании Владимир Пястолов в ходе совещания сообщил, что в плане сервисного оснащения это должна быть система обеспечения микроклимата, индивидуальная вентиляция и регулирование температуры в каждом купе, продуманное и регулируемое освещение.
«В плане общего пространства – это сегментирование пространства вагонов под потребности конкретных групп пассажиров: туристов, пассажиров с детьми, маломобильных, с животными, – отметил Владимир Пястолов. – В новом подвижном составе должны быть использованы передовые дизайнерские концепции, новые планировки пассажирских пространств с целью персонализации, элементы интерьера должны быть функциональны».

При этом с точки зрения эксплуатации вагоны должны требовать меньше внимания за счёт внедрения предиктивной диагностики.

ТМХ инвестирует десятки миллиардов рублей в создание новой производственной базы, которая позволяла бы, опираясь на заказ ОАО «РЖД», создавать современные вагонные семейства на новом габарите Т, который даёт расширенное полезное пространство. Это делает вагоны экономически более эффективными.

«Мы всегда работаем по схеме – сначала модель, а потом уже поезд, – объяснил заместитель генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Александр Лошманов. – Это позволяет собирать пожелания и отрабатывать расположение и применение самых мелких деталей, например розеток для гаджетов. В итоге получаются продуманные решения, которые все вместе значительно повышают комфорт поездки».

Одним из приоритетных направлений является достижение положительного синергетического эффекта как для АО «ФПК», так и для ОАО «РЖД». Например, совершенствование конструкции приобретаемых пассажирских вагонов в части увеличения плавности хода за счёт применения тележек с пневмоподвеской позволит улучшить потребительские характеристики парка, а также увеличить гарантийные плечи следования пассажирских вагонов без проведения технического обслуживания. Соответственно, увеличится расстояние между пунктами экипировки. 

Развитие деповского хозяйства в части совершенствования организации обслуживания и ремонтов вагонов позволит улучшить качество подготовки подвижного состава в рейс, расширить полигоны использования современных пассажирских вагонов и одновременно создать возможности для использования инновационных мобильных средств диагностики. Для современных вагонов разрабатываются варианты сортировки и сжатия мусора, использования различных приборов для очистки воздуха от вирусов и бактерий, применения дезинфицирующих средств. Все новые вагоны покупаются только с экологически чистыми туалетными комплексами, а при ремонте они устанавливаются и в обычный подвижной состав.

Рассматриваются различные возможности обеспечить вагонам автономное бесперебойное питание систем жизнеобеспечения вагона (поезда) при аварийных ситуациях длительностью 12 часов с возможным применением дизель-генераторной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи.

Также вскоре появится возможность при поездке использовать индивидуальные опции личного пространства. Шеф-дизайнер национального центра промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ» Алексей Шаршаков рассказал, что именно над такими решениями и работают сегодня проектировщики и дизайнеры. 

Как показали исследования, пассажиры делятся на две примерно равные части. Одна хочет ехать, ни с кем не контактируя и занимаясь личными делами. Вторая (а это в большей степени молодёжь) в основном увлечена общением и активным времяпровождением. Соответственно, первые могут приобрести билеты в вагоны, где есть закрытые капсулы-купе, а вторые – где есть общественное пространство. В вагоне, например, одно пространство можно поочерёдно в зависимости от обстоятельств использовать как место для еды, затем как лаундж-зону или кинотеатр, затем как спортзал.

«Мы должны проектировать не для индустрии, а для человека, – отметил Алексей  Шаршаков. – Если человек перемещается, то железная дорога не должна восприниматься как экстраординарное событие, которое заставляет временно выпасть из привычной жизни. При поездке не должны меняться подходы к учёбе или работе. Здесь должны быть комфортные и понятные условия».

Концепция развития пассажирских перевозок предполагает четыре класса обслуживания: бюджет, эконом, комфорт и бизнес.

Чтобы выиграть конкуренцию у авиации, более состоятельному пассажиру, как полагает Алексей  Шаршаков, можно предложить условия, сравнимые с авиационным бизнес-классом, но по стоимости они будут на уровне плацкарта. На самолёте не создашь полноценного спального места, а в вагоне это возможно сделать. То есть, по сути, эту будет уже «отель на колёсах».

Сергей Плетнёв

Оставьте комментарий