Железная дорога как транспорт будущего

фото: Пресс-центр PRO//Движение.Экспо

Отрасль готовится к изменениям, связанным с мировым переходом к устойчивому развитию

Вчера в Москве открылся Международный железнодорожный салон «PRO//Движение.Экспо». Деловая программа салона началась с пленарного заседания, на котором была рассмотрена тема ожидающих отрасль перемен, связанных с необходимостью перехода к устойчивому развитию. Речь, в частности, шла о том, какой будет железная дорога через несколько десятилетий.

.

В пленарном заседании приняли участие первый заместитель генерального директора компании «Иннопрактика» Наталья Попова, генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, председатель совета директоров АО «Синара – Транспортные машины» Александр Мишарин, президент Trenes Argentinos Operaciones Мартин Маринуччи (слева направо)

Приветствуя участников конференции, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что этот год объявлен в Европе Годом железных дорог, в России в целом – Годом науки и технологий, а в холдинге «РЖД» – Годом экологии.

Глава компании отметил, что тренд на декарбонизацию – снижение выбросов углекислого газа (СO₂) – так или иначе коснётся всех направлений деятельности компании.

Устойчивое развитие подразумевает рост экономики, не наносящей вреда окружающей среде.

Напомним, что в 2015 году ОАО «РЖД» взяло на себя обязательства в части решения проблем изменения климата и его последствий. В прошлом году с учётом косвенных выбросов от использования тепловой и электрической энергии компания добилась снижения на 48% – до 35,9 млн тонн СO₂ – объёма выбросов парниковых газов к уровню 1990 года при сопоставимых объёмах перевозок. Такое снижение достигнуто за счёт реконструкции котельных, их перевода на более экологически чистые виды топлива; экономии потребления топливно-энергетических ресурсов; замены устаревшего подвижного состава на новый с улучшенными экологическими характеристиками.

По словам председателя совета директоров АО «Синара – Транспортные машины» Александра Мишарина, из выбросов углекислого газа всеми видами транспорта в России на железные дороги приходится чуть больше 1% при более чем 80% грузооборота и 30% пассажирооборота. Такие показатели достигаются за счёт использования электрической тяги для движения поездов. Общая протяжённость электрифицированных железных дорог России превышает 43 тыс. км, что составляет 50,6% протяжённости всей сети РЖД и около 17% мирового электрифицированного полигона. Генеральный директор компании «Сименс Мобильность» Майкл Петер привёл в качестве противоположного примера США, где электрифицировано около 1% железнодорожных линий.

По данным Международного энергетического агентства, ОАО «РЖД» – самая энергоэффективная транспортная грузовая компания в мире. Холдинг перевозит 85% всех грузов с использованием электротяги и к 2050 году планирует прийти к углеродной нейтральности, в том числе за счёт применения альтернативных видов топлива.

По словам Олега Белозёрова, компании необходимо искать новые возможности, связанные в том числе с аккумуляторными, водородными, газовыми двигателями. «Мы осознаём глобальное значение проблемы изменения климата. Поэтому в долгосрочной перспективе ориентируемся на достижение углеродной нейтральности», – сказал глава компании.

В ходе пленарного заседания Олег Белозёров также подчеркнул, что в будущем транспорт будет «бесшовным», все виды перевозок будут объединены на уровне цифровых платформ. При этом грузоперевозки будут стремиться к универсализации за счёт внедрения универсальных контейнеров, способных перевозить любые грузы любыми видами транспорта.

Генеральный директор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа уверен, что РЖД останутся вне конкуренции при перемещении больших масс населения между агломерациями с заданной скоростью и графиком. Бесшумная, экологичная, комфортная железная дорога имеет все преимущества для движения и в городах. На пленарном заседании также обратили внимание на скорость пассажирских и грузовых перевозок, которая востребована сейчас и будет востребована всегда.

В целом приоритеты инновационного и научно-технологического развития на перспективу до 2030 года определены в стратегических и программных документах ОАО «РЖД». Это Стратегия научно-технологического развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года и на перспективу до 2030 года (Белая книга), а также Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года, утверждённая в прошлом году советом директоров ОАО «РЖД».
«Чтобы заглянуть за горизонт и сформировать видение будущего до 2050 года, с прошлого года ведётся форсайт стратегического технологического развития РЖД, позволяющий определить ключевые тренды в развитии, выработать оптимальные пути решения прогнозируемых проблем и реализации открывающихся возможностей до 2050 года», – рассказали «Гудку» в Центре инновационного развития.

Ожидается, что в 2050 году основой бизнеса ОАО «РЖД» останутся железнодорожные перевозки, но компания должна стать лидером на рынке мультимодальных перевозок в России.

Игнат Вьюгин

Оставьте комментарий