Инновации из регионов

Людмила Дюжакова, заместитель начальника Центра инновационного развития ОАО «РЖД»

Компания «РЖД» развивает собственную инновационную инфраструктуру. Для перехода на новый уровень взаимодействия компании с органами исполнительной власти, научными организациями, институтами развития и технологическими предпринимателями с 2019 года Центром инновационного развития (ЦИР) создаётся сеть региональных инновационных площадок, которые становятся ядром региональной инновационной экосистемы. К началу 2021 года региональные инновационные площадки приняли в работу 1,8 тыс. предложений, из них 154 находятся на этапе реализации. К началу 2021 года испытания завершены по 76 проектам, внедрено 10.

Первыми начали работу площадки на Октябрьской, Куйбышевской, Западно-Сибирской, Свердловской и Дальневосточной дорогах. Доказав свою эффективность в пилотной реализации, они перешли в стадию тиражирования, в результате в 2020 году образованы рабочие группы на четырёх дорогах – Северо-Кавказской, Южно-Уральской, Приволжской и Забайкальской.

Внедряемые разработки

Примером проекта, реализуемого на ОЖД, является автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов с модульной архитектурой, обеспечивающей комплексный сбор данных телеметрии и их синхронизацию в реальном времени, АСКО ПВ 3.0 (производства научно-производственного комплекса «Автоматизация»). Особенность системы – построение 3D-моделей вагонов и грузов с помощью 16 лучевых сканирующих лазеров-лидаров, что позволяет быстро и точно локализовать место нарушения габарита, а также наличие функции динамического взвешивания вагонов для контроля веса перевозимого груза. Реализованные технические решения позволяют снизить травмоопасность труда операторов пунктов коммерческого осмотра за счёт уменьшения числа выхода работников на пути для осмотра вагонов и грузов, в том числе ночью и в непогоду, а также в целом уменьшить время на коммерческий осмотр поезда.

Результатом работы региональной инновационной площадки Свердловской дороги стал выход на стадию реализации проекта «Строительство котельной на станции Подволошная с использованием теплофикационной установки по утилизации шпал». Работа установки позволит сократить объём отходов, требующих вывоза на мусорные полигоны, и снизить тем самым зависимость от услуг сторонних организаций. Тепловая энергия от утилизации отходов может использоваться на производстве, для обогрева цехов и продажи сторонним потребителям. Освобождается большое количество площадей, ранее использовавшихся для хранения выбракованных шпал.

Одним из важных итогов работы площадки ДВЖД стало создание Институтом материаловедения Хабаровского научного центра Дальневосточного отделения Российской академии наук незамерзающей контактирующей жидкости для ультразвуковой дефектоскопии рельсов. Необходимость её создания вызвана отказом от использования спиртосодержащих жидкостей в съёмных средствах дефектоскопии рельсов и обнаруженными в ходе эксплуатации существенными недостатками жидкости, применяемой в настоящее время. Использование альтернативной жидкости ведёт к образованию на поверхности катания рельсов полимерной плёнки, которая вызывает пробуксовку колёсных пар. Проведённые испытания показали, что новая контактирующая жидкость лишена отмеченных недостатков и может работать при температурах до –60 °С.

Среди результатов деятельности площадки ЗСЖД нельзя не отметить проект «Комплексная пневматическая, гидроимпульсная очистка теплотехнического оборудования» ООО «Р-техно». Благоприятные результаты испытаний позволили Центральной дирекции по тепловодоснабжению принять проект к пилотному внедрению.

КбшЖД привлекла внешнее финансирование Инновационного фонда Самарской области для поддержки инновационных проектов и стартапов в области железнодорожного транспорта. Был проведён открытый конкурс, по результатам которого отобрано девять проектов, один из них – «Мобильный измеритель габаритов платформ» (разработка ООО «Альфа Консалт»). Данный проект отобран и в качестве финалиста открытого запроса по разработке устройства габаритного контроля пассажирских обустройств.

В ноябре 2020 года проведён первый на сети дорог онлайн-хакатон (форум для разработчиков. – Ред.), на участие в нём получено 286 заявок. В ходе отборочного этапа сформированы 64 команды. По итогам двухдневной работы для очного отбора представлено 18 прототипов программного обеспечения для решения кейсовых задач, из которых определены три победителя. Первое место заняла команда DataHack, разработавшая прототип программы автоматизации подвязки локомотивных бригад.

Контур партнёрств

Для развития одной из важных задач, связанной с популяризацией инновационной деятельности, площадки нацелены на создание регионального контура партнёрств как внутри холдинга, так и за его пределами. С начала деятельности площадок проведено более 300 мероприятий с участием более 14 тыс. человек.

Площадки ищут и реализуют новые подходы в обучении и переобучении представителей инженерных специальностей, внешних участников, чтобы они могли творить, используя самые передовые технологии. В качестве примера можно привести организованную на ЮУЖД декаду информирования Online Meet-Up ЮУЖД по вопросам инновационного развития. На ней обсуждались такие направления деятельности, как реализация цифровой трансформации, взаимодействие с внешней средой, информационное обеспечение, рационализация и интеллектуальная собственность. Общий охват составил более 2000 человек.

Для привлечения свежих умов к решению насущных задач площадка ДВЖД в ноябре прошлого года приняла финал конкурса «Умник-2020», который проводится Фондом содействия инновациям совместно с АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края», и конкурса «КУБ», организаторами которого является Хабаровский край. А в декабре состоялся финал программы «Стартап-депо», на котором разработчики со всего Дальнего Востока представили 14 перспективных проектов.

На Куйбышевской инновационной площадке проведено крупнейшее региональное мероприятие Volga Investment Summit. КбшЖД стала его стратегическим партнёром.

Говоря об организации выставок и экспозиций, необходимо отметить инициативу ЗСЖД, на которой в 2020 году был организован II Инновационный форум с участием более 700 человек. На нём были представлены 233 проекта внутренней инновационной среды, из которых 11 отобраны для реализации в ОАО «РЖД».

Оставьте комментарий