Транспорт вступает в цифровую зрелость

фото: Максим Каширин / Пресс-служба ОАО «РЖД»

IT-эксперты обсудили мировые тенденции развития

В понедельник прошла «Встреча лидеров цифровой трансформации» с участием IT-директоров ведущих российских компаний и некоторых федеральных министерств. Во время конференции директор по информационным технологиям ОАО «РЖД» Евгений Чаркин рассказал об основных технологических тенденциях в транспортной отрасли, которые наиболее ярко проявились в нынешнем году и будут актуальны в ближайшие несколько лет: развитие сервисов дистанционного обслуживания, использование искусственного интеллекта, укрепление кибербезопасности.Мероприятие организовано АНО «Цифровая экономика» совместно с международной исследовательской компанией Gartner. Оно было посвящено обсуждению трендов цифровой трансформации и прошло в онлайн-формате (что само по себе тоже один из трендов). Исполнительный партнёр Gartner Максим Григорьев представил исследование, в котором заявлены девять главных стратегических технологических трендов, определяющих развитие IT-сферы в мире в наступающем году.

Тренды разделены на три темы. Первая – «Ориентация на людей». Вторая – «Независимость от местоположения» – предполагает рост использования в бизнесе удалённых каналов для сотрудников, клиентов, партнёров, которые при помощи цифровых технологий могут находиться где угодно. Развитию этого тренда способствует пандемия, меры борьбы с которой предусматривают рост дистанционного взаимодействия всех со всеми. Третья тема – «Жизнестойкая реализация», предполагающая возможность цифровых технологий быстро реагировать на возникающие проблемы и вызовы, нацеленность владельцев бизнеса на доведение проектов в области искусственного интеллекта до производственного уровня.

Евгений Чаркин отметил, что общая картина развития IT-технологий в России мало чем отличается от мировых трендов, так как цифровой мир глобален по определению, компании всех стран развиваются в одних и тех же направлениях.
«На уровне реализации проектов отличий гораздо больше, и в первую очередь за счёт разного уровня цифровой зрелости компаний», – подчеркнул директор по информационным технологиям ОАО «РЖД».

Цифровое неравенство, возникающее в результате неодинакового уровня IT-развития партнёров, часто становится препятствием при создании цифровых бесшовных продуктов, объединяющих несколько поставщиков услуг из разных предприятий, отраслей и даже стран. Например, сегодня не редкость ситуация, когда предложить клиенту комплексные мультимодальные продукты при оформлении перевозок железнодорожники не могут из-за того, что у смежников с других видов транспорта или у провайдеров других услуг уровень цифровизации процессов заметно отстаёт от ОАО «РЖД».

По ряду направлений ОАО «РЖД» является лидером на глобальном рынке, и здесь уже международные партнёры не успевают за развитием компании.
«В качестве примера могу привести внедрение электронного документооборота при международных транзитных перевозках, в которых с точки зрения нормативной базы и технологий мы более продвинуты, чем коллеги из других стран», – сообщил Евгений Чаркин.

Из тенденций развития IT-директор ОАО «РЖД» выделил стремление компании предложить клиентам кастомизированные, разработанные под нужды конкретного клиента услуги. Заметным и устойчивым явлением стал многократный рост спроса на сервисы дистанционного обслуживания и бесконтактного взаимодействия, вызванный пандемией.

IT-блоку РЖД удаётся справляться с этим вызовом, наращивая технологические возможности платформ взаимодействия с операторами грузоперевозок и пассажирами. Кроме того, компания дважды в текущем году переводила на удалённый режим деятельности более 110 тыс. сотрудников, организуя их взаимодействие внутри холдинга, с партнёрами и клиентами без потери продуктивности работы.

В сфере разработки технологий искусственного интеллекта РЖД уже вышли на использование промышленных продуктов. Внедряемые системы технического зрения, комплексной диагностики состояния объектов инфраструктуры, распознавания и квалификации замечаний машиниста, интеллектуальные системы поддержки принятия решений в разных сферах деятельности ставят её в число мировых лидеров и в этом вопросе.

Важным трендом назвал Евгений Чаркин укрепление киберзащищённости. Этот вопрос актуализировался с развитием удалённых сервисов и переводом части сотрудников на дистанционную работу. По словам Евгения Чаркина, в будущем одним из инструментов повышения кибербезопасности компании могут стать квантовые коммуникации.

О сильном влиянии мер по борьбе с пандемией на развитие цифровых технологий говорили и IT-директоры других российских компаний. Заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачёв сообщил, что введённые ограничения стимулировали стремительное цифровое развитие всей отрасли.
«Отмечается рост телемедицинских консультаций, которые ведутся и в режиме врач – пациент, и в режиме врач – врач», – рассказал Павел Пугачёв. В этот период оказались востребованы всевозможные онлайн-консилиумы, которые проводятся для выбора лечения тяжёлых пациентов. Большое количество телеконсультаций в режиме врач – пациент было проведено в Москве телемедицинскими центрами, созданными для мониторинга состояния пациентов с коронавирусной инфекцией. Замминистра отметил их эффективность и сообщил о готовности тиражировать технологию на другие регионы страны.

Пандемия придала значительный импульс и развитию в здравоохранении технологий с использованием искусственного интеллекта.
«Появилось огромное количество стартапов по распознаванию изображений рентгеновских снимков, компьютерной томографии. И эти наработки уже входят в разряд практического использования. Их массовое применение может произойти раньше, чем предполагают аналитики Gartner», – говорит Павел Пугачёв.

Крупные российские компании и ведущие отрасли, включая нефтегазовую и финансовую, весьма успешно продвигаются по пути цифровизации, видя в ней большие возможности повышения эффективности бизнеса.

Александр Зубов

Оставьте комментарий