Часы миллионы берегут

Межфункциональный проект бережливого производства «Изменение порядка обслуживания пассажирских поездов на участке Рузаевка – Пенза – Самара», завершённый в августе в эксплуатационных локомотивных депо Самара и Пенза Куйбышевской дирекции тяги, даст годовой экономический эффект в размере более 7,4 млн руб.Проект можно считать успешным продолжением сотрудничества Куйбышевской дирекции тяги и Центра повышения эффективности труда персонала в области совершенствования технологии обслуживания пассажирских поездов на полигоне КбшЖД в сфере реализации программы проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД». На сегодняшний день в их копилке уже пять совместных межфункциональных проектов с эффектом более чем в 30 млн руб.

фото: Роман Бобков / Пресс-служба ОАО «РЖД»

В состав оперативной рабочей группы проекта вошли представители эксплуатационных локомотивных депо Самара и Пенза, причём как из числа руководящего состава, так и машинисты-инструкторы локомотивных бригад. Инициировал и возглавил проект начальник Центра повышения эффективности труда персонала Андрей Белов, чьи сотрудники также присоединились к работе над реализацией проекта.

Новая совместная разработка ориентирована сразу на два ключевых для дороги пассажирских направления, Самара – Пенза и Пенза – Рузаевка, где лин-технологии помогли исключить затраты, связанные с проследованием локомотивных бригад пассажирами.

Исторически участок Самара – Пенза протяжённостью 389 км в пассажирском движении обслуживали бригады локомотивного депо Самара. При этом ввиду непарности поездов по дням недели, а также для исключения длительных переотдыхов локомотивные бригады данного депо практически каждый день следовали на полное плечо пассажирами, зачастую в обе стороны. Годовые потери при такой работе составляли около 10 тыс. часов следования пассажиром. Доходило до того, что ввиду отсутствия обратного поезда локомотивные бригады депо Самара в зимнее время вынуждены были возвращаться в основное депо из Пензы окольными путями через Рузаевку – альтернативой здесь был только отдых по Пензе продолжительностью почти сутки, что было неприемлемо.

Похожая ситуация складывалась и в летний период, когда, несмотря на наличие дополнительных поездов, их периодичность обращения и расположение в графике также генерировали следование пассажиром в обе стороны.

Решение проблемы нашли работники Центра повышения эффективности труда персонала, предложившие локально включать в обслуживание пассажирских поездов на данном плече бригады локомотивного депо Пенза. Работниками центра была разработана подвязка локомотивных бригад двух депо в зависимости от дней недели, которая в зимний период повторялась по четырёхсуточному циклу. Руководители депо Пенза и Самара поддержали инициативу, проведя дообкатку локомотивных бригад депо Пенза до станции Самара и взяв на вооружение предложенную подвязку. Первый этап проекта был реализован в марте. Аналогичная подвязка была разработана и после перехода на летний график движения, также было предложено обкатать пять бригад депо Самара с грузовыми поездами на участке Пенза – Кинель, что и было реализовано и включено в график работы машинистов и помощников.

Аналогичный подход оперативная рабочая группа применила и для участка Пенза – Рузаевка. Ввиду следования поездов Самара – Санкт-Петербург по разным дням недели при их обслуживании депо Пенза получало часы следования пассажиром. В результате обкатки локомотивных бригад депо Самара на это плечо и обслуживания поезда по плечу Самара – Рузаевка без смены бригады в Пензе часы следования пассажиром при обслуживании поезда исключены. Интересным фактом в подвязке является то, что теперь локомотивные бригады депо Самара при обслуживании этих поездов в одну сторону следуют в Рузаевку через Пензу, возврат обратно в Самару идёт напрямую из Рузаевки по направлению Рузаевка – Инза – Самара и наоборот. В этой части проекта экономия по году составляет около 4000 часов как за счёт исключения часов следования пассажиром, так и за счёт исключения накладного времени на смену локомотивных бригад.

В целом реализация проекта позволила не только получить заявленный эффект для компании, но и одновременно повысить заработную плату локомотивным бригадам, исключив из рабочего времени низкооплачиваемые часы следования пассажиром. Этот проект ещё раз показал, что инструментарий бережливого производства приносит выгоду как компании в целом, так и её сотрудникам. В нашем случае – в виде повышения заработной платы локомотивным бригадам.

Александр Северов

Оставьте комментарий